09.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Инициативы законодателей не находят поддержки в регионе

Семен Новомейский
президент некоммерческого партнерства «Мебельщики Урала»

Уже четыре года некоммерческое партнерство «Мебельщики Урала» («МебУр») пытается получить разрешение на строительство регионального мебельного центра, в котором малые производственные предприятия могли бы продавать свою продукцию. Такой шаг позволил бы им вывести бизнес на новый уровень, стать конкурентоспособными в борьбе с IKEA и другими западными и федеральными игроками.
Но земельный участок местные власти не выделяют.

Закон как декларация

1 января 2008 г. произошло важное событие - вступил в действие новый Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающий ряд полезных вещей. В частности, есть пункт, который гласит, что «органы государственного, областного и муниципального управления могут передавать некоммерческим организациям здания, землю, выделять бюджетное финансирование, если они образуют инфраструктуру малого предпринимательства».
Предыдущая редакция закона не объясняла, чем именно власть может помочь малому бизнесу. Согласитесь, что лозунг «Работайте и развивайтесь!», не подкрепленный конкретными делами, можно рассматривать только как психологический стимул (кстати, довольно сомнительный). В новом законе механизм поддержки предусмотрен, но не успели наши предприниматели порадоваться этому обстоятельству, как выяснилось, что инициативу законодателей в Свердловской области не поддерживают. И это грустно.

Замотали

Обычно каждый федеральный закон дублируется на местных уровнях. Его вводят в действие через программы, разрабатываемые областным правительством и муниципалитетами, - такой порядок предусматривает существующая в нашем государстве вертикаль власти. Формально все так и было. В июне 2008 г. Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловского областного правительства подготовил проект областной целевой программы «Развитие программы малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на 2009-2011 гг.» и пригласил представителей некоммерческих организаций эту программу обсудить. Нам сообщили, что малому бизнесу будут выделять средства из областного бюджета через конкурсы и аукционы (хотя о несовершенстве закона 94-ФЗ, регулирующего эту сферу, все знают), и недвусмысленно намекнули: казенное имущество выделяться не будет.

Что мы имеем?

Выделение бюджетных средств означает, что деньги «будут освоены». В нашей стране деньги осваивают без проблем, в любых количествах. Риторический вопрос: стоит ли рассчитывать на количественный рост и укрепление позиций малого бизнеса? Приблизит ли это нас хоть чуть-чуть к заветной цели сделать малый бизнес основой государственной экономики?
Почему, дождавшись соответствующего постановления федеральных властей, мы здесь, в нашем регионе, не можем воспользоваться предоставленными правами? Почему перекрывают один из эффективнейших путей развития малого бизнеса в Свердловской области?

Не надо жадничать

Мы предложили председателю Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Евгению Копеляну дополнить программу пунктом «Передача в управление определенного количества зданий и земель некоммерческим организациям». А Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области передал в правительство региона экспертную оценку программы и предложения об изменениях в ряде пунктов. Ждем, чего удастся этим добиться.
В Екатеринбурге и городах области много бесхозных, неиспользуемых зданий, есть и свободные земельные площадки, принадлежащие муниципалитетам. Но обычно предпочитают эти здания продавать, закручивая тем самым новый виток арендного бизнеса. Свободные площадки застраивают зданиями, которые тоже предложат арендаторам. И развитию малого бизнеса в регионе подобные дей­ствия никак не способствуют. Зеленый свет горит для тех, кто предпочитает зарабатывать простыми способами, ничего не производя.
В любой сфере бизнеса - от выпуска пищевых продуктов до изготовления мебели - производственникам приходится намного труднее, чем коммерсантам. В первую очередь государство должно им помогать. Нашим производителям нужны площадки, чтобы расширять производ­ство, сбыт. Общественная выгода очевидна, но местные законодатели придер­живаются иного мнения.

Евгений Артюх
депутат Свердловской областной думы:
- Концептуальная новизна нынешнего этапа поддержки малого бизнеса в том, что государство стремится проводить эту политику при участии самих представителей МБ. Новая система подразумевает создание координационных и общественных советов, в которые войдут сами предприниматели. На эти советы 209-й закон возлагает функции, в том числе по экспертизе нормативно-правовых актов. А согласно Федеральному закону № 159 советы участвуют в выработке решений, связанных с приватизацией государственной и муниципальной собственности.
То есть правовая база для полноценного присутствия организаций, представляющих интересы предпринимателей, в разработке и принятии законов существует. Но пока на местах процесс создания координационных советов либо не завершен, либо находится только в начальной стадии.
Так вот, к тому времени, когда были разработаны рекомендации, о которых говорит г-н Новомейский, еще не сущест­вовало Областного совета по развитию малого и среднего предпринимательст­ва в Свердловской области (так будет называться этот орган). Его формирование продолжается и сейчас, и всем стоит поторопиться.
К июлю 2010 г. все муниципальные образования должны будут избавиться от непрофильных активов - приватизировать их или сделать что-то еще. Чтобы эта приватизация в нашем регионе не прошла мимо малого бизнеса, необходимо как можно скорее создавать предусмотренные законодательством представительные органы и уже через них добиваться реализации прав, которыми новые законы наделили малый бизнес.

Андрей Приймак
арбитражный управляющий, член «Комитета 101»:
- Семен Новомейский хочет, чтобы бюрократия «за просто так» поделилась частью своего ресурса - возможностью распоряжаться землей. Кто ж это вдруг отдаст малому бизнесу землю только потому, что «в законе записано - оказывать поддержку»? Для бюрократии закон носит рекомендательный характер, так как не прописывает механизма поддержки малого бизнеса - до рубля, до имен исполнителей. Чтобы ФЗ № 209 заработал, нужны четыре действия.
1. Обеспечить равные условия для всех участников экономического процесса. Фраза генерала Франко «Друзьям - всё! Остальным - только закон!» до сих пор актуальна для России, где партхозактив всегда прав.
2. Уменьшить число тактических вопросов, решаемых бюрократией. Пусть занимаются стратегией (при обязательном общественном обсуждении). А решение тактических вопросов (кому дать землю, разрешение на строительство, на право аренды) - сделать только публичным и прозрачным. И отменить согласования, не наносящие ущерба здоровью населения (рекламы, вывесок, бесконечных техусловий, внешнего вида входных групп и проектов благоустройства).
3. Задействовать независимый суд, опирающийся только на закон. Ибо «Если суд перестанет быть судом, то что заменит его?»
4. Начать реальную борьбу с реальной коррупцией. По­скольку умышленное непринятие решения в интересах какой-либо группы лиц - тоже коррупция. И чиновников за бездействие нужно так же карать, как и за действия в пользу своего кармана.

http://dkvartal.ru/