12.11.2012 | Служба новостей Росфирм

Инновационные вагоны. Лоббизм или необходимость?

Уралвагонзавод лоббирует в РЖД вопросы, связанные с обновлением подвижного состава. РЖД ведет переговоры с Федеральной службой по тарифам о предоставлении льгот на железнодорожные грузоперевозки операторам, которые будут обновлять подвижной состав так называемыми инновационными вагонами. Инициативы, безусловно, интересны. Но смогут воплотиться в реальность, если приобретут драйвер в виде законодательных актов. Вопрос обновления очень полемичен. Получить льготный тариф – весьма привлекательная для оператора перспектива. Однако для этого надо утилизировать старый, на несколько раз самортизированный вагон по цене металлолома и выплатить несколько миллионов рублей за увеличенный до пятисот тысяч километров межремонтный пробег, увеличенную до ста двадцати километров в час скорость движения, повышенную грузоподъемность и общий технический прогресс. Понять насколько это выгодно, помогут не сложные арифметические расчеты дисконтированной стоимости простых и «инновационных» вагонов, с учетом для последних экономического эффекта, обусловленного тарифным дисконтом. Скорее всего, экономика окажется не в пользу последних.

Есть и другая сторона. Проекты по модернизации подвижного состава нельзя рассматривать в отрыве от инфраструктурной составляющей и совершенствования механизмов диспетчеризации движения. Скоростной предел для нового грузового вагона увеличен до ста двадцати километров в час. Позволит ли инфраструктура, включая локомотивную тягу осуществлять грузоперевозки с такой скоростью? По данным статистики средняя скорость движения в 2011 году составила 37 км/час в час!!! И это не принимая в расчет длительность погрузочно-разгрузочных операций. С учетом последних средняя скорость составляет, страшно подумать, 10 км/час, что соответствует 247 км в сутки. Кто в сложившейся ситуации будет платить за скоростные вагоны? Следует учесть и то, пополнение парка грузовых вагонов лишь усугубляет ситуацию. Что касается межремонтных интервалов, то весьма возможно, что ресурс цельнокатаного колеса можно увеличить до пятисот километров. На сколько чаще придется менять рельсы? Неужели это дешевле?

Программа модернизации подвижного состава должна рассматриваться в комплексе с программой модернизации железнодорожной инфраструктуры и совершенствования механизмов диспетчеризации движения. Или, что более логично, это должно быть единой программой.

Автор публикации URFOTRANS.RU