24.01.2012 | Служба новостей Росфирм

Грузоперевозки. Коротко об итогах 2011

Одним из факторов, оказавших наиболее сильное влияние на рынок грузоперевозок, стала реформа РЖД, или ее результаты. В 2001 году была опубликована программа реформы, провозгласившая основной целью – приток инвестиций в отрасль за счет создания института операторов РЖД с передачей последним большей части парка грузовых вагонов. Предполагалось, что с образованием независимых структур, именуемых операторами, повысится внутриотраслевая конкуренция, тарифы на железнодорожные грузоперевозки снизятся, численность грузовых вагонов увеличится, увеличится доступность транспортных услуг. 

Для ситуации сегодняшней как нельзя лучше подходит крылатое выражение В.С.Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Общее количество операторов в 2011 году составило более полутора тысяч. Крупнейшие - Первая и Вторая грузовые компании. И так, институт операторов создан. Однако операторы не спешили с изучением программного документа реформы и цель преследовали иную. Получение максимальной прибыли в отрыве от инфраструктурного контекста. Тарифы на железнодорожные грузоперевозки еще не знали таких беспрецедентных темпов роста, как в минувшем году. По многим направлениям, и для многих грузоотправителей тарифы проиндексировались вдвое относительно прейскуранта 1001. Но галопирующая индексация тарифов – полбеды по сравнению с тем, что многие грузоотправители просто не могли получить вагоны под погрузку. В частности в так называемых тупиковых направлениях грузоперевозок. С этим вплотную соприкоснулись предприятия лесопромышленного комплекса, т.к. у большинства из них производственные площадки весьма далеки от крупных транспортных развязок. С этим же столкнулись предприятия строительного комплекса, поставляющие свою продукцию на «севера». Взлетели цены на «хлеб строительства» - цемент. От части это обусловлено хорошими темпами роста в строительном секторе, но в большей – спекулятивной составляющей в транспортных расходах.

Насколько улучшит ситуацию продажа ПГК на приватизационном аукционе, собственником которой стал владелец НЛМК Владимир Лисин, сказать сложно. Для наведения порядка в отрасли предлагались всевозможные решения, последнее из котрых – постановление Правительства РФ о привлечении подвижного состава в ОАО РЖД для осуществления грузоперевозок по специальным тарифам. По сути дела откат на исходные позиции и признание неэффективности института операторов.

Экономика – сообщающиеся сосуды. Инициатива по перевозке ряда грузов и по ряду направлений перешла к автоперевозчикам, которые получили возможность взять реванш за провальные 2008-2009 годы, в течение которых железнодорожники потеряли намного меньше. Дальность автомобильных грузоперевозок в межрегиональном сообщении подошла к отметке пять тысяч километров, хотя совсем недавно дальность в три тысячи километров считалась неконкурентной по сравнению с железнодорожными грузоперевозками.

Urfotrans.ru