28.03.2011 | Служба новостей Росфирм

Варианты организации управленческого учета на предприятии

Варианты организации управленческого учета на предприятии

Для успешного управления предприятием руководителю необходима подробная информация обо всех хозяйственных операциях на предприятии, о показателях его затрат и прибыли, и многое другое. Руководителю необходим такой тотальный контроль для принятия решений о будущем предприятия. И эти решения должны быть оптимальны, своевременны и эффективны. В настоящее время, благодаря западной школе экономики, для помощи в принятии решений на российских предприятиях успешно используется управленческий учет.

В зависимости от специфики предприятия, управленческий учет на нем может быть организован по-разному. Условно, по степени выделения его как автономного вида учета, можно назвать три типа его организации.

Первый тип - когда управленческий отчет как таковой на предприятии отсутствует, однако руководитель требует определенной отчетности ото всех подразделений предприятия. В данном случае управленческий учет не выделяется ни как отдельный вид учета, ни как подраздел существующего. Таким образом руководители восполняют необходимость в определенной информации для принятия решений наипростейшим, но и самым неэффективным путем. Так как все получаемые данные им приходится дополнительно консолидировать и анализировать.

Второй тип - когда управленческий учет используется в качестве подраздела бухгалтерского. При такой организации его на предприятии специально для руководителя формируется бухгалтерская отчетность по интересующим его показателям. Некоторые руководители для тех же целей используют функционал бухгалтерских программ, позволяющий просматривать различные финансовые показатели предприятия. Но при таком варианте руководителю приходится довольствоваться «голыми» цифрами, что опять же не сильно соответствует полноценному контролю за деятельностью предприятия.

Третий вариант предполагает выделение управленческого учета в качестве автономного. Такому варианту обычно сопутствует внедрение цельной его системы на предприятии. В данном случае бухгалтерский и управленческий учет ведутся параллельно. Только управленческий - специально для удобства и в помощь руководителю. Такая система, в отличие от двух вышеупомянутых типов, требует значительной подготовки перед началом непосредственного использования, так как в любом случае сопровождается значительными изменениями в учетной политике предприятия. Тем не менее, из всех описанных типов, третий является наиболее полным и соответствующим самой идее, ради которой вообще он организуется на предприятии.

В настоящее время третий вариант может быть даже реализован несколькими способами: за счет собственных ресурсов предприятия, с помощью приглашенных консультантов и путем использования соответствующих программ автоматизации. С помощью программы автоматизации внедрение реализуется быстрее всего. Плюс ко всему, любой подобный программный продукт сильно экономит время и финансы руководителя.