05.09.2008 | Служба новостей Росфирм

Тренинговые компании подсаживают клиентов на чувство эйфории

Тренинговые компании подсаживают клиентов на чувство эйфории.

Валерий Савченко
преподаватель психологии УЦ «Потенциал», собственник ГК «Эксперт»

В 90-х гг. я стал соучредителем одного бизнеса. Директором компании и вторым совладельцем был другой человек. Назовем его N.
Все складывалось удачно до тех пор, пока N, решив совершенствоваться, не записался на тренинг личностного роста, на котором ему внушили, что скоро бизнес пойдет в гору, а жизнь станет подкидывать замечательные возможности - надо лишь прислушиваться к своей интуиции.
После обучения N отправился в командировку, чтобы рассмотреть предложения партнеров, но, к моему удивлению, заключил контракт с неизвестной фирмой, посчитав встречу с ее директором знаком судьбы. Рациональных причин у него не было - просто сработали установки тренинга. N поступил вопреки формуле «Ничего личного, только бизнес». Я пытался объяснить, что мы теряем партнеров и деньги - N стоял на своем. Мы поработали вместе еще какое-то время и расстались. Я вышел из состава учредителей, пожелав N удачи, однако у него началась черная полоса - финансовые проблемы в компании, затем - бытовые неурядицы. В короткий срок от адекватного удачливого менеджера не осталось ничего, тогда как преподаватель, заронивший вредные мысли в его голову, еще работает в одном из тренинговых центров.

Решаем проблемы оптом

В фильме, названия которого я не помню («Покровские ворота». - Прим. ред.), дедушка требовал от внука, игравшего на скрипке гаммы, чтобы тот старался. Мальчик отвечал, что старается изо всех сил, однако дедушка гнул свое, говоря: «Старайся больше!»
Дедушка был прав. Чтобы достичь успеха - не мимолетного, как выигрыш в казино, а настоящего, требующего мобилизации сил - физических и интеллектуальных, человеку приходится кропотливо, изо дня в день работать над собой, добиваясь, чтобы количество потраченных усилий переходило в новое качество. Но мы живем во времена потребительского бума, и стремление получить много и сразу распространяется не только на мир вещей. Люди уверены, что, заплатив деньги профессионалу, можно в одночасье решить проблемы, став успешнее, красивее и здоровее. Это заблуждение культивируют тренинговые компании, предлагающие своим клиентам простые решения. Иногда слишком простые - волшебную таблетку от всех напастей.
На тренингах, которые не без основания называют сектантскими, чудо-пилюлей становится всплеск эндорфинов. Людей вводят в транс через переживание событий прошлого. Провоцируя состояние эйфории - выброс гормонов счастья, тренеры выбивают человека из привычной колеи, чтобы он взглянул на себя со стороны и убедился, как плохо и неправильно живет. Развивая качества, востребованные в бизнесе, сектанты не утруждают себя работой со структурой личности в целом. И проблемы, унесенные волной эйфории, возвращаются. Срабатывает эффект маятника - чем сильнее человек отклонится от своего нормального состояния, даже в положительном направлении, тем сильнее качнется затем в противоположную сторону, погружаясь в депрессию, из которой его смогут вывести только люди в белых халатах.

Сделай сам

В идеале задача тренера - адаптировать человека к реалиям жизни, активизировав его собственные внутренние резервы. Но «эндорфинозависимый» начинает воспринимать реальный мир как враждебную среду, а тренера - как спасителя. И всякий раз, попадая в проблемную ситуацию, уже не пытается найти решение, а вновь обращается к тренеру за помощью. Необходимо предостеречь людей от этого.
Есть несколько признаков того, что вы попали к сектантам.
1. Поначалу вас приглашают на ознакомительную встречу, на которой выпуск­ники курса рассказывают, как им удалось найти свое настоящее призвание (после тренингов многие меняют работу).
2. Вам обещают решение всех проблем сразу.
3. Тренинг состоит из нескольких ступеней (обычно - из основной, продвинутой и лидерской).
4. С вас берут расписку о неразглашении полученной информации.
5. Программу тренинга нередко держат в секрете, объясняя такой подход формулой «Это надо пережить».
6. Вас убеждают привести на тренинг своих знакомых.
Если присутствуют хотя бы три из шести признаков, будьте настороже - вас втягивают в сомнительное предприятие. И наконец, чтобы не стать жертвой тренеров, выдающих свою некомпетентность за инновационные методики, поинтересуйтесь, есть ли у компании лицензия на образовательную деятельность, как долго она работает на рынке и что думают о ее методах коллеги по цеху.
Ибо эксперименты над собственной психикой - вещь опасная.

Игорь Картузов
автор проекта «Привычка быть богатым»:
- К тренингам личностного роста люди относятся по-разному. Я смотрю на эту ситуацию философски. Знаю и тех, кому тренинги помогли выстроить карьеру, и тех, кто не вынес для себя ничего нового. Соотношение - примерно 20% на 80%. И если вы опросите участников той и другой группы, то получите противоположные мнения.
Давайте будем считать, что каждый пятый участник, которому тренер помог найти себя, - человек с активной жизненной позицией. Такие люди не нуждаются в постоянной опеке и по большому счету могут обойтись без тренинга личностного роста. Разумная альтернатива всегда существует.
С теми 80%, которым тренинги не помогают, сложнее. Если они просто не сумели воплотить в жизнь полученные установки, это еще полбеды. Но случай с г-ном N, у которого «уехала крыша», - тревожный сигнал о том, что не каждый человек готов к психологическим экспериментам над собой.
И этого вполне достаточно, чтобы прийти к выводу - подобные тренинги проводить не следует, ибо принцип «не навреди» применим и в этой сфере.
Откажутся ли организаторы тренингов личностного роста от заработка, если мы им скажем, что последствия могут быть непредсказуемыми? Вряд ли. Значит ли это, что ситуация неразрешима? Наверное, нет. Просто должно пройти время, пока люди, воспитанные на сказках о добрых волшебниках, поймут, что чудеса бывают только в кино. А пока они не готовы брать на себя ответственность за собственную жизнь. Разумеется, будут существовать и «плохие» тренинговые компании, и не оправдавшие ожиданий участники.
Сказка - ложь, хотя верить в нее хочется всем. Даже мне.

Галина Кузьмина
генеральный директор компании «Брайт-оптикс»:
- Любой тренинг, будь то стандартный продукт или эксклюзивная разработка, созданная под конкретного заказчика, предполагает интенсивную совместную деятельность группы людей в течение короткого времени. Достигнуть результата можно лишь в том случае, если тренеру удастся привлечь аудиторию и удержать ее внимание, превратив каждого участника в единомышленника. За небольшой срок сделать это непросто. Эффект воздействия зависит и от аудитории, и от мастерства тренера. Нередко тренерам приходится раскачивать аудиторию с помощью психологических приемов, направленных на создание особой энергетической атмосферы. Они используют разные техники - НЛП, дианетику и много чего еще. Но разговоры о сектантских методах тут решительно ни при чем. Следуя логике автора, сектой можно назвать и сообщество ученых - их объединяют общие убеждения, замкнутый круг общения и мероприятия, напоминающие ритуальные действа (скажем, защита диссертаций).
Тренинг дает участникам набор инструментов, которыми они могут пользоваться в своей профессиональной деятельности - более или менее успешно. А могут и не пользоваться. Но если человек не работает над собой системно, повышая свои компетенции, эффект тренинга быстро прекратится. Обвинять тренера в том, что кто-то понапрасну растратил энергетический заряд, не добившись поставленной цели, было бы наивно.

http://dkvartal.ru/