27.08.2008 | Служба новостей Росфирм

В каждой деревне не может быть по вузу!

Обычно тихий для российской высшей школы август нынче дал повод для бурных дискуссий. Тон задал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он заявил, что число высших учебных заведений должно быть уменьшено примерно в 10 раз - так, чтобы в итоге в стране осталось не больше 50 университетов и 150-200 институтов и академий. Остальные, считает глава Минобрнауки, можно будет либо просто закрыть, либо сделать филиалами университетов, либо преобразовать в колледжи. И, словно выполняя наказ министра, в августе же два крупнейших вуза Свердловской области - УГТУ-УПИ и УрГУ - подали заявку в Министерство образования на присвоение им статуса единого федерального университета. Итак, процесс укрупнения российских вузов вступает в стадию практических действий?

Идея работать под одной крышей возникла у ректоров нескольких екатеринбургских вузов около пяти лет назад. Она получила воплощение в концепции Большого евразийского университета /БЕГУ/, куда, по задумке ее авторов, должны были войти большинство высших учебных заведений города. Инициаторам удалось заручиться поддержкой городских и областных властей: на обоснование проекта были выделены деньги, а в генплане развития Екатеринбурга даже предусмотрен земельный участок площадью 1,5 тыс гектаров. Однако практическую поддержку со стороны самого главного звена вертикали власти - федерации - получить так и не удалось. Возможно, потому, что концепция до самого конца оставалась довольно расплывчатой, а многие наблюдатели откровенно считали возможность реализации идеи фантастической. С этой точки зрения создание альянса УрГУ - УГТУ-УПИ, пожалуй, можно расценивать как окончательную смерть проекта БЕГУ в том виде, в каком он задумывался. Впрочем, один из его «отцов», президент УГТУ-УПИ Станислав Набойченко так не думает: «Мы считаем это первым этапом по реализации проекта Большого евразийского университета, - заявил Набойченко корр. ИТАР-ТАСС. - Не может быть в каждой деревне по вузу. Об этом свидетельствует как наш, так и мировой опыт. Потому что на всех не хватает не столько денег, сколько квалифицированных кадров», - добавил президент УГТУ-УПИ.

Екатеринбург, конечно, не деревня. Но с последним утверждением Набойченко, кажется, никто и не спорит. «В Мозамбике, например, всего два университета, но там профессор получает шесть тысяч долларов в месяц! Содержать большее количество вузов это государство просто не может, зато в этих двух дают классное образование», - говорит ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета Геннадий Романцев. Профессор должен получать хорошую зарплату, чтобы обучать студентов, а не бегать по десяти работам, считает глава РГППУ.

Таким образом, категорических противников идея укрупнения сама по себе не имеет. Однако дьявол, как водится, кроется в деталях. Каковы критерии отбора вузов-счастливчиков? Как будут приниматься решения такого рода - келейно или после широкого обсуждения? Наконец, какое количество высших учебных заведений оптимально для Свердловской области?

Что касается последнего вопроса, то сторонников создания одного супервуза явно немного. Например, ректор Уральского экономического университета Михаил Федоров считает, что в Екатеринбурге нужно оставить все 16 государственных институтов. А вот рынок коммерческого образования, по его мнению, не мешало бы почистить: «На этом рынке много халтуры - дипломы раздаются налево и направо», - говорит Федоров в интервью корр. ИТАР-ТАСС. Государственные же вузы, по его мнению, нуждаются не столько в укрупнении, сколько в расширении.

По некоторым данным, критерием отбора вузов в число «избранных» станет численность студентов, средний проходной балл, наличие научной и профессиональной школы. Как считают эксперты, в наименьшей степени угроза потерять статус высшего учебного заведении у крупных вузов (в Екатеринбурге это УрГЭУ, РГППУ и ряд других), а также «штучные» институты, специализация которых требует особого подхода: в Екатеринбурге это консерватория, государственный театральный институт, Уральская государственная медицинская академия.

Очевидно, что процесс укрупнения высшей школы растянется на годы: вузовская система консервативна и не потерпит резких движений. Кроме того, для укрупнения высших учебных заведений пока не создана инфраструктура, а это грозит потерей их управляемости. У властей же, пожалуй, сейчас две важнейших задачи. Во-первых, при проведении реформы максимально прислушаться к мнению практиков высшей школы. Во-вторых, постараться убедить общество - и в первую очередь студентов и преподавателей - в том, что она, реформа, действительно необходима. Иначе общественный резонанс вполне может быть сравним с резонансом от памятной монетизации льгот. С той лишь разницей, что студенты - публика гораздо более темпераментная, чем представители старшего поколения. «Надо в первую очередь думать, что делать студентам, для которых не хватит мест в институтах. Без обсуждения, убеждения и прогнозов воплощение в жизнь этой новации может привести к социальному взрыву. Не дай бог вывести студентов на улицы», - подытоживает Геннадий Романцев.

http://www.tass-ural.ru/