12.08.2008 | Служба новостей Росфирм

Российские банки осваивают Интернет

Российские банки осваивают Интернет Рост замедлен развитием Интернета в регионах

В России растет количество пользователей банковских услуг удаленного доступа. Если 2 года назад Интернет и телефон для коммуникации с банками использовали около 150 тысяч россиян, сегодня - свыше 1 млн. И число таких "удаленных клиентов" вырастет до 2-3 млн к 2010г., обещают эксперты.

"По другим оценкам за ближайшие 5 лет рост может быть стократным, - заявляет в эфире РБК-ТВ в программе "Капитал" председатель СД банка "Северная казна" Владимир Фролов. - Россия отстает от стран Восточной Европы на 3-5 лет по высоким технологиям в быту. Так вот, если бы охват сегодня в России был на уровне стран Восточной Европы, было бы не около 1 млн клиентов, а порядка 30-50 млн".

Очевидно, рост интернет-банкинга напрямую связан с темпами проникновения Всемирной паутины в России. "В основном рост замедлен развитием Интернета в регионах", - добавляет директор департамента компании "Информзащита" Максим Эмм.

И хотя, по данным eMarketer, к концу 2008г. РФ выйдет на 2-ое место в Европе по количеству интернет-пользователей (после Германии), нормальный широко-полосный доступ (ШПД) пока закрыт для 98,5% россиян, подсчитали в Fitch Raitings в 2007г. Дело в том, что оптимистическая статистика Мининформсвязи включает даже тех граждан, которые выходят в Интернет раз в 3 месяца из интернет-кафе.

В тоже время регион региону - рознь. "По нашим собственным опросам, каждая третья семья в Екатеринбурге за все платит через Интернет, - разрушает миф о "продвинутости" двух столиц В.Фролов. - Когда в Москве - только каждая пятая, а в Петербурге - каждая одиннадцатая-двенадцатая!".

Действительно, регионы берут свое, что подтверждается темпами развития дистанционной торговли в России. "В нашей компании более 80% продаж приходятся на регионы, - заявила ранее в гостях "Сферы интересов" на РБК-ТВ управляющий директор Direct Group Марина Трещова. - То есть повторяетя распределение населения по стране".

Отметим, любой банковский продукт сегодня может быть представлен on-line и в любое время суток (проблема пробок тажке остро стоит в городах-миллионниках, как и в столицах). На дистанции можно разместить заявку на кредит, погасить задолженность, оплатить налоги. Единственное, что заполнять заявление на ипотечный кредит по телефону просто неудобно. "Нам удалось на Урале решить и такую проблему, как оплата штрафов в ГИБДД, - поделился В.Фролов. - Пользуется сумасшедшим спросом".

"Проблема чисто психологическая, - считает менеджер по развитию бизнеса IBM в России и СНГ Роман Сургунд. - Заманчивое предложение на сайте, с одной стороны, и огромная очередь в банковском отделении, с другой - вот это несоответствие, наверное, и приведет потребителя к мысли об Интернете".

Банковские услуги в виртуальном офисе обходятся много дешевле, чем в реальном (по словам В.Фролова, в 1,5-2 раза, не учитывая расходов на дорогу, бензин и т.д.). Однако появиться в реальном офисе все равно придется, хотя бы 1 раз: для идентификации. Чистый виртуальный банкинг, строго говоря, запрещен законодательством ("физическая" идентификация необходима в целях борьбы с терроризмом и отмыванием денег).

Но помимо психологических проблем (к которым можно отнести и вполне обоснованный страх перед хакерами), существуют чисто технические трудности. "Зачастую банковские интернет-порталы, интернет-решения сложны и неповоротливы, - говорит заместитель генерального директора SAP CIS Борис Вольпе. - Они вовсе не напоминают компьютерную игрушку. И банки в России еще не научились, как мобильные операторы, предлагать разнообразные продуктовые портфели, тарифные планы, продуктовые ряды, ориентированные на разные сегменты спроса".

Иными словами, в борьбе за удаленного клиента победят тот, кто разработает наиболее понятный интерфейс. "О супердоходах пока что говорить рано, но можно говорить о существенном снижении издержек, - докладывает о первых успехах В.Фролов. - Открытие систем дистанционного банковского обслуживания обходится существенно дешевле, чем открытие допофисов (100-150 тысяч долларов на открытие интернет-дублера и около 1 млн. - на открытие допофиса). Операционные расходы могут сократиться в 16-20 раз".

 

Источник: РБК