03.10.2008 | Служба новостей Росфирм
Как «КУБ» сводит местных предпринимателей с китайцами
Екатеринбургская компания «КУБ» возит товары из Китая по заказам местных предпринимателей. Небольшой посреднический бизнес организации нормально работает уже пять лет за счет того, что в КНР уральские клиенты могут найти дефицитную продукцию по низким ценам. На руку «КУБу» играет и то, что без посредника работать с фабриками из Поднебесной не получается: за китайцами нужен глаз да глаз, иначе качество товара может оказаться не на должном уровне.
эксперты
Богдан Гусак
генеральный директор компании «КУБ»
Григорий Потемкин
экс-собственник компании «Хорошее Дело»
Зачем местной компании контрагент в Китае
Почему нужную фабрику в КНР удаленно не найти
Как китайцы обманывают уральских заказчиков
Можно ли заставить китайца делать работу качественно
Компания «КУБ» (предоставляет посреднические услуги) по заказу местных предпринимателей ищет в КНР фабрики, готовые по сходной цене произвести и поставить сюда любой товар. Специалисты «КУБа» искали и находили в Поднебесной практически все - от детских игрушек и кафельной плитки до душевых кабин и строительных свай.
Российско-китайский бизнес Богдана ГусакА, генерального директора «КУБа», начался около пяти лет назад, еще в студенческие годы. «Я учился в УПИ на факультете международных отношений. Так получилось, что ко мне в группу попали пять китайцев, с которыми мы быстро нашли общий язык. Ходили друг к другу в гости. Позже вместе снимали квартиру. Пили вместе китайскую водку», - рассказывает он.
Новые знакомые г-на Гусака оказались выходцами из богатого Южного Китая. Их родители - представители политической и бизнес-элиты КНР с нужными связями. Этими связями Богдан Гусак и его китайские партнеры позже и воспользовались.
В Екатеринбурге г-н Гусак создал офис, который подыскивает местные фирмы, заинтересованные в поставках товаров из Поднебесной. А по другую сторону границы работает второе отделение компании, учрежденное китайцами. Оно занимается подбором фабрик, оформлением заказов и контролем за исполнением договоров.
В Китай предприниматели едут за дешевизной и дефицитом
С поиском клиентов на Урале у компании проблем не возникает. Организация находит их через Интернет, размещает небольшие объявления в деловых изданиях города. «Часто клиенты вообще обращаются к нам сами», - добавляет Богдан Гусак.
В Екатеринбурге «КУБ» работает со средним и малым бизнесом. Крупным организациям посредник обычно не нужен, поясняет г-н Гусак. С китайцами солидные организации заключают прямые договоры постоянных поставок и содержат в собственном штате сотрудников, которые поддерживают контакты с контрагентами из КНР.
Мелкие фирмы таких специалистов себе позволить не могут. Богдан Гусак: «Человек должен знать английский и китайский, ориентироваться в КНР, уметь устанавливать связи по ту сторону границы. Такой сотрудник стоит как минимум 40 тыс. руб. в месяц. Найти его непросто. А содержать - нецелесообразно, если вам нужно вывозить за пределы Китая всего один-два контейнера в год».
Из мелких и средних предпринимателей и формируется база заказчиков «КУБа». В ней - около десяти постоянных клиентов с объемами заказов по одному контейнеру в два-три месяца и примерно столько же клиентов с разовыми заказами. Доход «КУБа» - от 3 до 5% контрактной цены за товар.
На недостаток клиентов г-н Гусак не жалуется. Выгоды сотрудничества с китайскими фабриками для местного бизнеса очевидны, поясняет он и приводит конкретный пример существенной экономии.
В «КУБ» обратилась строительная компания, которая возводит здания на Северном Урале. Климатические условия там таковы, что просто вбить сваю в землю не получается. Нужны специальные литые наконечники винтообразной формы. Их крепят к основанию бетонной сваи, за счет чего конструкцию можно не просто вколотить, а закрутить, как шуруп, в промерзшую землю.
В России такое литье стоит 100 руб. за 1 кг. В КНР «КУБ» нашел фабрику, которая произвела аналогичную продукцию по цене в 60 руб. за кг (с учетом стоимости услуг посредника, доставки, растаможки и т. п.). «Клиент заказал нам партию из пяти вагонов. Каждый - по 60 т. Вот и считайте, сколько он сэкономил», - комментирует Богдан Гусак.
К услугам китайских фабрик местные компании обращаются не только из-за дешевизны. Иногда они пытаются найти там дефицитный товар. Г-н Гусак: «Мы искали детские стульчики для компании «Евро-Офис-2000». В России такую продукцию, как ни странно, они заказать не могли». У китайцев нужных стульчиков тоже не оказалось. Но они согласились их изготовить. Из каталога фабрики клиент «КУБа» выбрал понравившиеся модели и попросил изменить их габариты - увеличить размеры. Китайцы согласились. Причем внесли изменения и снабдили стульчики логотипами своего екатеринбургского заказчика совершенно бесплатно.
Перестроить собственное производство под задачи клиента китайцы могут буквально за неделю. Они не настаивают на том, чтобы все партии продукции были отмечены фирменной символикой фабрики. Главное - гарантировать объемы. Причем объемы эти невелики. Чтобы китайский производитель под вас прогнулся, достаточно договориться с ним о поставке одного-двух контейнеров. Лояльность производителей из Поднебесной объясняется острой конкуренцией внутри страны, уточняет генеральный директор «КУБа». Для удобства иностранных заказчиков производители конкретной продукции концентрируются в одном городе. На юге и в центре КНР есть города производителей кафельной плитки, города мебельных фабрик и т. д. «С одной стороны, это удобно. Приезжий всегда может их найти. Глупо размещать фабрику по производству инструмента в городе, в котором изготавливают игрушки. Нужный клиент туда просто не приедет. С другой - предельная близость фабрик друг к другу, когда конкуренты окружают тебя буквально со всех сторон, доставляет массу хлопот. За заказчика китайцы серьезно воюют друг с другом и готовы идти на любые уступки, лишь бы клиент не перешел на другую сторону улицы и не разместил свой заказ у конкурента», - описывает особенности соперничества китайцев Богдан Гусак.
Китайцы научились пускать пыль в глаза российским заказчикам
На фоне плюсов у контрактного производства в КНР есть существенный минус, продолжает г-н Гусак. Расхожее мнение о том, что китайцы работают некачественно, вовсе не миф, добавляет он. Действительно, тысячи полулегальных фабрик в КНР производят продукцию, иногда не соответствующую даже минимальным требованиям.
Причем такие фабрики научились маскироваться под солидные предприятия. Каждый второй китайский производитель со штатом в 50 рабочих громко заявляет о том, что он «крупнейшее предприятие отрасли», заманивая российских предпринимателей в свои клиентские базы. «Я приехал однажды на такой «крупнейший в Китае завод по производству душевых кабин». Производственная площадка чуть больше нашего екатеринбургского офиса. Штат сотрудников - 60 человек. Скромный набор техники. Ради интереса посмотрел в Интернете, кто из российских компаний с ними работает. Нашел сайт отечественного продавца душевых кабин, на котором этот завод тоже позиционировался как крупнейший в КНР», - рассказывает генеральный директор «КУБа». Видимо, российский контрагент этого производителя на фабрике ни разу не был и слепо верит ему.
Автоматизированных производств в Поднебесной не так уж много. Большинство фабрик используют ручной труд по максимуму, сокращая тем самым себестоимость продукции. «Когда процесс автоматизирован, качество стабильно. А когда изделия собирают вручную, о постоянстве говорить нельзя. Сегодня рабочий пришел в хорошем самочувствии и настроении - собрал все так, как нужно. Завтра у него что-то не заладится. Он ошибется. И с конвейера выйдет изделие негодного качества», - формулирует минусы ручного труда Богдан Гусак.
Выпустив партию низкокачественного товара, компенсировать убытки клиенту производители из КНР не торопятся, продолжает он. А судиться с производителями некачественной продукции российским покупателям бессмысленно. Законы КНР устроены таким образом, что процессы затягиваются на долгие годы и обходятся истцу в суммы, значительно превышающие размер иллюзорной компенсации.
«Одна местная компания подписала с китайцами договор контрактного производства мебели. Поначалу контрагент работал нормально и поставил в Екатеринбург пару контейнеров товара хорошего качества. Но однажды заказчик получил продукцию, сделанную из рук вон плохо. Продать тот ужас, который произвела китайская фабрика, было просто невозможно», - приводит пример нестабильного качества г-н Гусак. Екатеринбургские предприниматели попытались потребовать замены продукции. Не получилось. Китайцы безапелляционно отказались бесплатно произвести новую партию. Тогда уральская компания обратилась в суд. «И до сих пор из этого судебного разбирательства вырваться не может», - заключает Богдан Гусак.
«КУБ» вынужден проверять качество каждой партии товара из КНР
Отсеивать некачественных производителей нужно еще на берегу, объясняет г-н Гусак. Обычно перед подписанием договора поставок «КУБ» требует от китайского контрагента произвести и доставить образец. Проверяют соответствие характеристик опытной единицы товара требованиям заказчика. И только убедившись в ее качестве, заключают договор.
Но такой системы контроля недостаточно. Это правило китайцы научились обходить. Схема обмана банальна, комментирует Богдан Гусак: «Получая заказ на изготовление пробной единицы продукции, китайцы просто переводят его на крупное европейское производство и выдают за результат собственного труда. В итоге заказчик получает хороший товар. Подписывает договор. А потом начинаются проблемы. Несколько вагонов продукции, которые он заказал под впечатлением от высокого качества пробника, не соответствуют вообще никаким стандартам и к продаже просто не годятся».
Потому, прежде чем подписать контракт, нужно съездить на фабрику. Получив заказ от екатеринбургского клиента, специалисты китайского офиса компании через каталоги и личные контакты формируют список производственных предприятий, способных нужный товар изготовить. Запрашивают прайсы. Если цены клиента устраивают, сотрудник «КУБа» отправляется на экскурсию по фабрике. Оценивает масштабы производства, соотношение ручного и автоматизированного труда и в конце экскурсии, на складе, по случайному принципу вынимает одну единицу продукции из любой партии. Китайцы делать это позволяют. И только в том случае, если выбранный таким способом образец соответствует потребностям заказчика, с фабрикой подписывают договор поставок.
Первоначально офис в КНР «КУБ» создавал как раз для того, чтобы его работники могли ездить по производствам и на месте контролировать качество предлагаемых услуг. Позже оказалось, что китайскому офису лучше доверить составление первоначального списка потенциальных контрагентов, бумажную работу, отслеживание цепочки поставок и сроков. А непосредственно на производство, как ни странно, проще и легче направлять специалиста из Екатеринбурга.
Китаец китайцу враг, поясняет г-н Гусак. Своим соотечественникам производители из Поднебесной не доверяют. Показывать им весь процесс производства никто не будет. И на склад китаец китайца не пустит. Опасается того, что гость - шпион, которого прислал конкурент. А человека с европейской внешностью встретят как родного и покажут все, что он только пожелает.
Но, единожды убедившись в том, что китайская фабрика способна изготовить продукт надлежащего качества, успокаиваться не стоит. Качество может быть нестабильным. Потому «КУБ» с производителями из КНР обычно работает по такой схеме. Подписав договор с заказчиком из России, китаец получает в среднем около 30% от суммы контракта. Производит первую партию товара. Специалист «КУБа» извлекает из этой партии изделие и везет на проверку клиенту или проверяет партию на месте. Качество подходит - китаец получает оставшиеся 70% суммы и отправляет груз заказчику. И так - с каждой партией.
Добросовестных поставщиков, которые нестабильного качества не допускают, «КУБ» включает в собственную базу. Сейчас в ней - несколько тысяч фабрик. К своей базе компания обращается в первую очередь. И только в том случае, если нужной заказчику продукции ни одно предприятие из этого списка изготовить не может, контрагента ищут на стороне.
мнение
Предпринимателям нужно учиться работать с Китаем без посредников
Григорий Потемкин
экс-собственник компании «Хорошее Дело» (живет и получает образование MBA в Китае):
- Сейчас многие екатеринбургские торговые компании задумываются о прямых поставках из Китая. Все хотят получать товар напрямую, минуя московских и питерских поставщиков. Но делать первые шаги в новом направлении всегда боязно. В работе с Китаем слишком много неизвестных: другой язык, другая ментальность, необходимость открытия ВЭД, валютного счета, таможенные вопросы, контроль качества и т. д. и т. п.
У меня есть хороший знакомый, который уже четыре года при встрече со мной говорит, как бы он хотел начать работать с Китаем напрямую. Но его постоянно что-то останавливает. Я думаю, боязнь неизвестного. И опасение разместить первый заказ «где-нибудь не там».
И для таких нерешительных бизнесменов компании, подобные «КУБу», - хорошие помощники. Они найдут фабрику, помогут с переводом денег и с таможней.
Но здесь есть несколько тонких моментов. Во-первых, вам придется смириться с тем, что вы никогда не узнаете их наценки. Считать чужие деньги нехорошо, но иногда хочется знать, сколько у кого остается. А во-вторых, такие компании, как «КУБ», - это специалисты по «общекитайским вопросам». Они не занимаются конкретной темой, а ориентируются на работу с Китаем вообще. А в любой сфере контрактного производства, будь-то нижнее белье, электроинструмент или мебель, всегда найдутся сотни технических мелочей, разобраться с которыми смогут лишь профессионалы именно в этой области.
В моем понимании клиент «КУБа» - это компания, которой нужно что-то разово привезти из Китая. И сделать это она хочет с минимальными временными затратами.
Но если вы думаете о постоянных поставках, пожалуйста, смиритесь с тем, что вам самим придется вникать в вопросы, ездить в командировки и договариваться с такими непонятными и удивительными китайцами.
Другие новости по теме
27.11.09 Уральский банк Сбербанка России объявляет тендер!
20.11.09 Первый шаг к успеху: бизнес-конференция рекламодателей Кургана
02.11.09 РУСАЛ и NORINCO подписали контракт на поставку алюминия
02.11.09 Chevrolet и Райффайзенбанк запускают новую программу автокредитования для Chevrolet Lacetti
07.10.09 30 сентября в Екатеринбурге состоялся "Инвестиционный форум бизнес-лидеров"
►Все новости по теме