18.06.2012 | Служба новостей Росфирм

Переходные процессы в транспортной системе

Еврокомиссия планирует к 2050 году создать единую европейскую транспортную систему, необходимость в которой определяется, в первую очередь, явлениями глобализации в мировой экономике и загрязнением окружающей среды. В связи с этим разработана соответствующая программа. Акцент программы поставлен на смещение основных грузопотоков на железную дорогу и повышения уровня контейнеризации грузов, т.к. контейнерные грузоперевозки являются самым технологичным видом перевозок на сегодняшний день. На сколько органично Россия может вписаться в этот проект, сказать, во всяком случае, пока, достаточно сложно. И дело здесь не в железнодорожной колее, а в тех процессах реструктуризации, которые сегодня переживает российская транспортная система. Направлены эти процессы в сторону, прямо противоположную тенденциям ЕС: грузоотправители переходят на грузоперевозки автомобильным транспортом. Эта тенденция прослеживается на протяжении последних трех лет, причем динамика этих процессов в 2011 году была наиболее ощутима. Причин несколько. С одной стороны переходные процессы, связанные с реформой РЖД. С другой на работе отрасли начинают сказываться инфраструктурные ограничения. Большая часть путей общего пользования отстроена в советскую эпоху. С 2000 года по настоящий момент прирост протяженности путей общего пользования составил всего шесть процентов. За тот же период времени грузооборот вырос в два раза, средняя дальность перевозок возросла на тридцать процентов.  Если эти показатели продолжат уходить в отрыв, то в ближайшее время пропускная способность железной дороги станет серьезным сдерживающим фактором в развитии экономики. Безусловно, это дополнительные очки в пользу автопроизводиелей и автоперевозчиков. В 2011 году рынок грузовых автомобилей вырос на сорок процентов по сравнению с 2010 годом, и фактор миграции грузов сыграл в этом скачке не последнюю роль.

Для того чтобы вписаться в общеевропейский проект, сегодняшнюю тенденцию на отечественном рынке грузоперевозок необходимо сломать.

Железнодорожная инфраструктура нуждается в инвестициях, и ее дальнейшее развитие связано с частно-государственным партнерством, т.к. инвестирование за счет увеличения тарифов на перевозки практически невозможно. Тарифы, действующие сегодня предельны, и можно лишь говорить о перераспределении составляющих.

URFOTRANS.RU